Ребенок, которого хвалят или критикуют, зависит от внешних оценок

В нашем детстве было принято сравнивать нас с ровесниками, считая это мотивацией движения к успеху: «Смотри, Маша уже оделась, а ты все сидишь в одном ботинке» или «Все дети в твоем возрасте уже читают давно, пора бы и тебе».

Нас редко хвалили, боясь вырастить «избалованного и ленивого ребенка», и часто критиковали, «намеренно» не замечая стараний и индивидуальных достижений: «Нарисовал хорошо, но можешь лучше и вообще — где ты видел зеленого снеговика?».

В современном обществе – заметен другой перекос, родители склонны перехваливать детей (не их действия и достижения, а всего лишь наличие способности), в надежде дать им то, чего были лишены сами: «Как быстро ты пообедал – молодец! Ты красиво рисуешь!».

И тем не менее, похвала для маленьких очень важна: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — рекомендует психиатр и психотерапевт В. Леви в своей книге «Нестандартный ребенок». Главное, как обычно, детали 😊

Конечно, сказать «молодец» проще и быстрее, но попробуйте уйти от привычной похвалы. Обратите внимание на

— старания малыша, упорство в достижении пусть маленькой, но — цели, отмечайте важность того, что он не сдается,

— труд ребенка и действия: процесс, активность, промежуточные результаты,

— усилия: терпение, усидчивость, внимание,

 – подчеркивайте, что успех (пусть совсем маленький) – это заслуга ребенка и он, успех, под его контролем,

— покажите свою искреннюю заинтересованность: «Мне очень любопытно, о чем ты думал, рисуя это. А почему зеленый цвет? Какой у него интересный нос!» или «Ты так аккуратно и терпеливо складываешь игрушки, это ведь совсем не просто— вот это да!».

Действуйте не как руководитель, а как наставник, «коуч», найдите в работе ребенка конкретные ПРИЧИНЫ для похвалы его ДЕЙСТВИЙ и РЕЗУЛЬТАТА, к которому эти действия привели. Похвалу сопровождайте невербальными знаками: улыбнитесь, «дайте пять» малышу, покажите знак «здорово!».

И, конечно, помогайте, показывайте на своем примере, если малыш об этом просит, подбадривайте и вдохновляйте: «Попробуй еще раз. У тебя обязательно получится! Давай вместе!»

Кэрол Дуэк, Ирина Млодик «Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить».