Татьяна Владимировна Черниговская: Не начинайте учить ребенка слишком рано

ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ЧЕРНИГОВСКАЯ

Учёный в области нейронауки и психолингвистики, профессор, доктор биологических наук. Активно занимается научной и преподавательской деятельностью, читает лекции не только в России, но и за рубежом (была приглашена лектором в крупнейшие университеты Европы). Вела большой цикл телевизионных передач. Ее деятельность довольно обширна, в ней она также успела охватить вопросы, касающиеся воспитания детей. На эти темы она прочла множество лекций.

Одна из них посвящена развитию детского мозга. Главным посылом является то, что не нужно торопить детский мозг осваивать новое слишком рано. Не стоит учить ребенка читать в 2 года. Ведь если он и научиться этому (у всех есть явные и скрытые способности в таком раннем возрасте научиться складывать буквы в слоги), то все равно ничего не поймет из прочитанного. И самое главное — совсем крохе, недавно научившегося самостоятельно ходить на горшок, это не нужно. Он хочет играть, узнавать мир, разглядывать яркие картинки в книжке и слушать, как читают вслух мама или папа. Скорее, это необходимо тщеславным родителям, чтобы похвастаться – какой вундеркинд растет!

Все должно быть в срок, ребенок сам даст знак, что он готов научится читать. Если ему не хочется начинать делать это в 3, а тем более в 2 года, не торопитесь забивать его голову кучей информации, которую он попросту не сможет нормально усвоить. С детским мозгом обязательно нужно работать, но вовремя. Как считает автор, чтобы мозг ребенка развивался, необходимо уделять внимание мелкой моторике: собирать пазлы, резать ножницами, лепить из слоеного теста или пластилина, перебирать бисер или другие мелкие предметы. Впоследствии у такого ребенка не возникнет проблем с речью, он научиться думать, мыслить логически. Это гораздо важнее раннего чтения.

На мозг воздействует музыка. Современная нейронаука давно доказала, что музыка в процессе развития играет не последнюю роль — благодаря ей ребенок учится обращать внимание на мелкие детали, отбирая из многообразия информации то, что действительно нужно. Именно во время прослушивания музыкальных произведений развивается незримая огранка нейронной сети.

Мозг никогда не должен лениться, детей это касается в первую очередь, ведь они растут. И если ребенком не заниматься или делать это крайне редко, иногда играя роль хорошего родителя, то не стоит впоследствии удивляться, что твой малыш отстает в развитии по сравнению со сверстниками. «Мозг начинает закисать, – уверена автор, — ведь нет когнитивной нагрузки, позволяющая формироваться, развиваться, двигаться вперед».

Мозг девочек и мальчиков устроен по — разному. Мальчики более активны и энергичны, обожают участвовать в состязаниях, для них важен соревновательный момент. Еще также доказано, что мальчиков нужно почаще хвалить и он, что называться «горы свернет», чтобы услышать похвалу еще раз. Девочки — любят работать в группе, им необходим эмоциональный контакт. И вопреки расхожему мнению, не нужно постоянно подстраховывать девочек в тех или иных ситуациях, к примеру, если у нее есть возможность упасть — пусть падает, это даст ей впоследствии самой оценивать возможные риски.

 Мозгу необходим отдых. Нельзя ругать ребенка за то, что в процессе занятий он отвлекся или (вообще кошмар!) заснул. Отдых нужен для того, чтобы дать возможность мозгу «разложить все по полочкам». «Самый действенный метод выучить что-то быстро, — считает автор, — это вдумчиво прочитать материал на ночь и отправляться спать, основная работа мозга происходит во сне».

Оставайтесь с нами на связи 😊

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях или оформите подписку и получите доступ к трафаретам наших курсов для развития малышей.