Мне неохота, я не могу, мне лень, попозже, завтра сделаю…

Как часто вы слышите от своего ребенка, супруга или супруги, коллеги, друга эти фразы? Давайте попробуем разобраться, что такое лень, а что прокрастинация.

Википедия характеризует прокрастинацию как склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Прокрастинация — это не просто лень. Ленивый не хочет делать и не испытывает беспокойства по этому поводу. Прокрастинирующий, наоборот, рад сделать трудную работу, но никак не получается начать, все время находится то, что отвлекает, а из-за такого «откладывания» прокрастинатор «пожирает» сам себя изнутри.

Не каждые мама и папа (а чего уж говорить о бабушках с дедушками) знают, откуда берется прокрастинация. Как правило, ее просто считают ленью и, к сожалению, детские психологические проблемы —одна из основных причин прокрастинации взрослых.

Ребёнок узнает, что он «ленив» от родителей и учителей: например, когда он, по мнению старших, недостаточно энергичен или внимателен: «Такой способный, но ленивый», «Почему ты ленишься собрать игрушки», «Как можно столько делать уроки? Заканчивай лениться!», «Если будешь так лениться, ничего не добьешься».

Фраза «ты просто ленишься» — это ещё и прекрасное средство манипуляции. «У тебя бардак в комнате, а ты отдыхаешь?! И не стыдно тебе быть таким ленивым = отдыхать, когда столько всего нужно сделать?». По сути, сообщение: «Я хочу, чтобы ты сделал это. Если не сделаешь, я буду считать тебя плохим, и тебе постараюсь внушить эту же мысль», преподносится «под маской» недостойной лени.

А дальше по нарастающей: отдых — это «стыдно», его нужно «заслужить» или иметь на него веские причины (три года без отпуска, тяжёлая болезнь), работа на износ, отсутствие мотивации и желания жить полной жизнью.

Так вот! Давайте помнить, что отдыхать надо и взрослым, и малышам! Просто остановиться, просто ничего не делать, просто никуда не бежать, поплевать в потолок, помечтать, подурачиться. Идеально, если делать это вместе. Вместе веселее, это вам любой подтвердит!

Вернитесь к обсуждению спорной ситуации с малышом в спокойной обстановке, используя метод поучительных историй, объясните, чем опасна была ситуация.

А если видите, что ваш малыш «ленится», поинтересуйтесь, чем помочь, и помогите. Не сделайте ВМЕСТО, а декомпозируйте процесс (разделите на части), помогите осознать шажки к конечной цели, какой-то кусочек возьмите на себя.

Этот навык пригодится и малышу, и вам! Попробуйте 🙂