Идеи соединения умственного и ручного труда в работах Георга Кершенштейнера

Георг Кершенштейнер

На рубеже XIX и XX веков произошла настоящая революция в области образования и стандартов обучения детей. Именно в эти годы Георг Кершенштейнер начал продвигать свою авторскую концепцию, которая впоследствии повлияла на европейскую систему образования в школах и гимназиях и сохраняется в более мягкой форме по сей день. Методика Кершенштейнера собрала вокруг себя, как немалое количество сторонников идей педагога, так и массу критиков. Именно поэтому ее стоит рассмотреть подробнее и разобрать по полочкам все достоинства и недостатки этой техники детского развития.

Об авторе

Георг Кершенштейнер внес огромный вклад в развитие и сохранение детского образования в тяжелые для страны и всего мира в целом времена. Ученый-педагог был убежден в том, что недопустимо сохранять систему образования в том виде, в котором она существовала в XIX веке. В современных для детей тех лет реалиях необходимо как можно быстрее переходить от книг к практике, при этом не превращая школы в трудовые лагеря.

Основная идеология

Концепция новых трудовых школ подразумевала максимальный упор на практические занятия и обучение и почти полностью исключала учебники, как основной источник знаний. Выпускаясь из трудовой школы, ребенок был полностью подготовлен ко взрослой жизни и обладал навыками не только чтения и письма, но и знал свое ремесло, которым собирался зарабатывать себе на хлеб. Педагоги уделяли внимание особенностям учащимся, поэтому дети либо самостоятельно выбирали себе сферу деятельности либо следовали советам учителей, которые учитывали индивидуальные склонности каждого малыша.

Главные правила методики

  • Обучение должно проходить в удовольствие ребенка, но никак не по принуждению;
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его собственное мнение, желания при выборе рода занятий;
  • Самообразование является основной для всестороннего развития ребенка, поэтому он должен быть сам заинтересован в своем деле;
  • Теоретический и научный материал сводится к минимуму, а практические занятия и обучение к максимуму.

Кому подходит методика

Обучение по данной методике можно начинать уже с самого раннего возраста. Особенно оно подойдет тем малышам, которые с трудом могут устоять на месте и удерживать свое внимание на обучающих книгах. Таким детям проще всего начать изучать мир и осваивать новые для себя умения или навыки в игровой форме на практике. Кроме того, стоит учитывать, что реальных и ощутимых результатов в любом деле можно добиться только в том случае, если ребенок подходит к нему со всей душой, всецело посвящая себя трудовому процессу. Груз теоретических знаний здесь никак не поспособствует достижению успеха, а станет лишь бесполезной тратой времени.

Выявленные недостатки

  • Правила «трудовых школ» менялись в зависимости от классовой принадлежности обучающихся. Так, в сельских школах предпочтение отдавалось ручному труду, а в лицеях и гимназиях немалое время тратили на изучение теории, что рождало неравенство среди детей.
  • Почти полное игнорирование теоретической части учебного процесса пагубно влияет на дальнейшие способности ребенка к обучению. Кроме того, отнюдь не все необходимые знания можно получить на практике.

Разобрав наглядно основные аспекты методики Кершенштейнера, несложно понять, что она, как и многие другие вовсе не идеальна и имеет, как ряд достоинств, так и недостатков. Однако, если не ходить в крайности, то в каждой системе детского развития можно найти что-то полезное для себя, чтобы позже использовать это на практике во время воспитания своего чада, учитывая его индивидуальные особенности, темперамент и черты характера. В любом случае, если ребенок рад и счастлив тому, чем он занимается, то он наверняка достигнет в этом деле высоких результатов, нежели заучивая теоретический материал.

Оставайтесь с нами на связи 😊

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях или оформите подписку и получите доступ к трафаретам наших курсов для развития малышей.